Азбука Безопасности

С наступлением жарких деньков, когда светит солнышко, так и хочется открыть окно и запустить в комнату пару теплых лучей и вдохнуть свежего воздуха! Но это пора, когда открытое окно может стать смертельно опасным. Падение с высоты, из открытых окон, особенно в городе  – одна из основных причин  детского травматизма и смертности. Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.

Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребёнок не мог залезть на подоконник.
  • Запретите ребёнку играть на подоконнике!
  • Никогда не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив - москитная сетка способствует трагедии, ибо ребёнок чувствует себя за ней в безопасности и опирается, как на окно, так и на неё. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.
  • По возможности, открывайте окна сверху, а не снизу, это способствует не только снижению риска выпадения ребёнка из окна, но и снизит вероятность возникновения пожара, путём попадания к вам в окно тлеющего окурка.
  • Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребёнку открыть окно более чем на пару сантиметров.
  • Защитите окна, вставив оконные решетки.
  • Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.
свернуть

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма

 
 
 
 

Уважаемые родители!

 

Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:

- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;

- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;

- неправильно обходят стоящий транспорт;

- играют на проезжей части дорог;

- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.

В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.

Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.

 

Находясь на улице с ребенком:

- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.

 - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.

- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.

- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.

- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.        

- Из автобуса, автомобиля, др. транспортного средства, старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.

- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.

- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.

- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.

- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.

- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.

 

Учите ребенка смотреть:

- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.

- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.

- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.

 

Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:

- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.

- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.

- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.

 

Памятка родителям по правилам дорожного движения

«Все начинается с малого».

Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила.

Родителям необходимо знать следующее:

1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу.

3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины — направо.

4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончиться.

6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части.

7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра.

8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими.

9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации.

10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы.

11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам.

12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей.

 

 

 

Советы родителям по ПДД.

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым.  И каждый уверен, что-его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

         В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.

Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!

         Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь с малышом в школу, просто на прогулку, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.

Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

 

УГАИ УВД Миноблисполкома

 

Дорогие ребята!

 

К огромному сожалению, не все дети становятся взрослыми. Нелепые случайности обрывают полные надежд и радости юные  жизни. В результате дорожно-транспортных происшествий обществу приносится непоправимый ущерб. По-прежнему основная причина происшествий с участием этой категории детей – слабое знание Правил дорожного движения, недисциплинированность, невнимательность, неосторожность. Свободное от школы время многие из вас проводят на улице с друзьями. Помните, что проезжая часть дороги не для игр. С большой скоростью по ней проезжают легковые и большегрузные автомобили. Заметить, что на проезжую часть выбежал ребенок, водителю удается слишком поздно. Кроме того, из-за вашего поведения могут пострадать другие люди.

Чтобы не попасть в беду и не причинить боли своим родителям выполняйте следующие рекомендации, потому, что Даже на каникулах надо строго соблюдать Правила дорожного движения

 

На улице.

1.Обходи стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметить тебя.

2.Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин. Лучше переходить в специальных местах для перехода – так безопаснее.

3.Если там, где тебе нужно перейти улицу, нет светофора, то внимательно посмотри в обе стороны, чтобы убедиться, что поблизости нет машин, и только потом переходи.

4.Если тебе страшновато переходить улицу одному, попроси кого-нибудь из взрослых тебя перевести или же дождись, пока взрослый будет переходить улицу, и иди с ним рядом.

5.Будь особенно осторожен при переходе улицы, когда в глаза светит солнце. Яркий солнечный свет слепит глаза, и ты можешь не увидеть приближающуюся машину.

6.Не выбегай на проезжую часть за мячом или другой игрушкой: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

7.Не катайся на велосипеде по проезжей части, где ходят автомобили и грузовики.

8.На автобусной остановке не переходи дорогу впереди автобуса, автомашины, а переходи  за автомобилем, убедившись в безопасности.

  1. Не бери пример с взрослых, которые нарушают Правила. Если ты видишь, что кто-то, нарушая порядок, переходит дорогу в неположенном месте, - не следуйте его примеру. Оглянитесь – где-то неподалеку есть пешеходный переход.

10.Попроси своих родителей купить специальные фликеры (свевозвращающие значки, кулончики, наклейки, повязки) и прикрепи их на одежду. 

  1. При переходе улицы никогда не отвлекайся на посторонние звуки, не пользуйся мобильным телефоном или наушниками

 

В автомобиле.

1.Собираясь ехать куда-нибудь на машине, пристегни ремень безопасности, даже если поездка будет продолжаться всего несколько минут. Авария случается как в длительных, так и в коротких поездках.

2.Не вставай с места и не передвигайся в машине, когда она едет. При крутом повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или крышу салона.

3.Не высовывай руку из окна автомобиля. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму.

4.Прежде чем автомобиль тронется с места, нужно проверить, хорошо ли закрыты все двери. После этого замки и ручки дверей уже нельзя  трогать, потому что незапертая дверь может внезапно распахнуться и ты на полном ходу машины вылетишь на мостовую.

5.Откинься назад и обопрись о спинку сиденья, чтобы при внезапной остановке автомобиля тебя не отбросило сильно вперед и ты не ударился.

6.Не балуйся с дверными ручками, иначе дверь может внезапно открыться.

7.Выходи из  машины только со стороны тротуара (обочины). Многие несчастные случаи происходят от того, что люди вылезают из автомобиля не с той стороны: человека может сбить проходящий мимо транспорт.

8.Никогда не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он (или она) ни говорил тебе: на свете довольно часто встречаются недобрые люди, которые могут причинить тебе вред.

  1. Если Вам исполнилось 16 лет и имеете в собственности мототранспорт, вы можете обратиться в МРЭО ГАИ для получения водительского удостоверения категории А, сдав квалификационные экзамены самоподготовкой.

 

ОГАИ Столбцовского РОВД

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
свернуть

ТЮБИНГИ

                 Безопасное поведение в зимний период.

В последнее время среди детей и взрослых набирает популярность новая модная забава - тюбинг. Многие боятся стать, например, на сноуборд и спуститься со склона. А вот надувные сани с ручками, кажутся такими безобидными и удобными.

Теоретически воздушная камера тюбинга смягчает удары при падении или столкновении и, несмотря на большую скорость, снижает возможность травмы до минимума, но работает эта теория только при строгом соблюдении правил безопасности. В противном случае катание на тюбинге может стать причиной различных травм (переломы, ушибы, вывихи), а в исключительных случаях неосторожность и беспечность могут привести к гибели.

Тюбинг практически не контролируем, травму можно получить даже без падения. Например, подскочил на трамплине, резко прогнулся вперед, в итоге - перелом одного или нескольких позвонков. Помимо того, что можно нанести увечья себе, существует возможность травмировать окружающих.

В отличие от санок, «ватрушка» способна разогнаться до 100 км/ч, закручиваться вокруг своей оси, при этом никакого тормозного устройства у нее нет. Это как автомобиль, у которого отказали тормоза.

Несколько правил катания на “ватрушках”:

  1. Не рекомендуется кататься с обычных горок, даже если с виду она кажется вам безопасной. Поверхность горки должна быть ровной: без трамплинов и зацепок. В горнолыжных центрах специальная техника выравнивает в начале рабочего дня поверхность горки. Специальные трассы есть в центрах «Силичи», «Раубичи», «Логойск», «Якутские горы», “Веста”.
  2. Вблизи не должно быть деревьев, домов, дорог с машинами.
  3. Нельзя, чтобы на одной горке катались и на санках, и на спринте, и на тюбинге.
  4. Ехать с горки можно, только когда съехавшие до вас встали и отошли в сторону. Если дети стартуют хаотично, они могут столкнуться и получить травмы.
  5. Родители должны контролировать весь процесс. Обязательно осмотреть горку, на которой собираются кататься дети.

Если у ребенка после катаний задерживается дыхание, он жалуется на боль в позвоночнике, нужно немедленно обратиться к травматологу. В 60-70% случаях родители на это не обращают должного внимания. Поболит - и проходит. Это особенность детских травм. А на самом деле это был перелом позвоночника, чаще диагностируем его через несколько месяцев и даже лет, когда у подростка появляются другие проблемы со здоровьем. К примеру, остеохондроз, сколиоз.

Чтобы исход детских забав был благоприятным, взрослые должны контролировать досуг своих детей. Ходить с ними на горки, смотреть, насколько безопасен спуск. Чаще ЧП происходят, когда ребенок гуляет без контроля родителей.

свернуть

Безопасный новый год

Безопасный Новый год!
2 декабря на территории района стартовала акция «Безопасный Новый год!»,
цель которой - напомнить о необходимости соблюдения правил безопасности в
зимний период, предупредить пожары и несчастные случаи из-за использования
В рамках акции профилактические мероприятия пройдут в учреждениях
образования, в семьях, где дети находятся в социально опасном положении. Особое
внимание спасатели уделят правилам использования пиротехники, правилам
поведения на льду, эксплуатации электрооборудования, печного отопления в
зимний период и безопасности детей в период зимних каникул. С детьми и
родителями проведут игры, викторины и конкурсы на новогоднюю тематику.
Приглашаем всех принять участие в акции и провести праздники не только
свернуть

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31  Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
     За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
          Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса.
Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном   порядке  должна  быть  закреплена  ответственность   за
необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении   дошкольного  образования.  При  получении  воспитанником
травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).
В связи с этим необходимо ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования, анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма.
Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.
Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае,  когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
      В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое   состояние  здания,   помещений,   коммуникаций и санитарно-технического оборудования. На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.
Право  разрешения  на  вход  посетителей  (въезд,  выезд  транспорта
имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.
В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).
Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.
Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на видном месте.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112». В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.
До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования
условиях пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников; отсутствие доступа к розеткам.
     Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.
     Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря. Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин.
Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий).
Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками.
На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками.
Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Моющие  средства  и  средства  дезинфекции  должны  храниться  в                                           
промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников. - соблюдение санитарно-гигиенических норм (генеральная уборка, сквозное проветривание, правильное освещение, температура в помещении 18-20 С;)
Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту. При организации образовательного процесса в течение дня необходимо обеспечить создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения  уголка природы размещаются только на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят  за тем, чтобы дети не брали в рот мелкие предметы,  незнакомые растения;  не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается; помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми  и при необходимости придти на помощь.
Педагогические работники обязаны обеспечить:
- соблюдение распорядка дня (индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов, педагогически обусловленное чередование спокойных и активных видов деятельности, включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения);
- организация  закаливающих мероприятий (оздоровительные прогулки не менее 3.20 ежедневно, умывание и полоскание рта водой комнатной температуры или прохладной водой, кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях 1-7 мин., дополнительные закаливающие мероприятия в семье;
- содействие   оптимальной   двигательной   активности  воспитанников                                                          
 (разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, но и наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление и другие  психические  процессы);
- воспитатель должен    знать индекс здоровья, результаты мониторинга состояния здоровья детей в своей группе и владеть  информацией по медицинским противопоказаниям своих воспитанников с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учётом состояния здоровья каждого воспитанника;
- необходимо обеспечить снижение физической нагрузки воспитанникам с учётом группы здоровья, предусмотреть специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей часто болеющих;
 - особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них должен быть предусмотрен щадящий   общий режим дня ( при необходимости более продолжительный сон, сокращённые занятия, во избежании переутомления), проявлять более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности, не допускаются перегревы, переохлаждения.
- при проведении физкультурных занятий, дети, отнесённые к подготовительной  группе здоровья или пришедшие после перенесённого заболевания получают более низкую физическую нагрузку; воспитанники, имеющие СМГ группу здоровья, освобождены от занятий по физкультуре, но могут оказывать помощь педагогам при раздаче или сборе спортивного оборудования, могут участвовать в играх малой подвижности; за данное требование отвечают воспитатели, которые регулярно присутствуют на физкультурном занятии, следят за обеспечением физической нагрузкой за детьми, содействуют обеспечению помощи, безопасности;
-      способствовать созданию условий для  самостоятельной   двигательной
 деятельности детей (предусмотреть для каждого место для движений, где никто не мешает, оберегать это место, пытаться без навязывания объединить
 в совместной паре детей разной подвижности, предоставим им один предмет на двоих и показ варианты действий с ним);
  - занятия,   требующие  от  детей повышенной познавательной активности, проводятся в первую половину дня. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Перед занятием воспитатели проводят подвижные игры умеренной интенсивности, что способствует сосредоточению, снятию утомляемости и подготовке к последующему регламентированному виду деятельности. Во время занятия воспитатели проводят физкультминутки, длительность которых составляет  1,5-2 минуты, что способствует отдыху и снятию усталости у воспитанников;
- занятия проводятся в игровой форме со сменой посадки на протяжении занятия, соблюдаются требования по продолжительности занятий. При организации работы с учебно-методическими комплексами необходимо используют гимнастику для глаз,  следит за осанкой и правильной посадкой воспитанников;
- организация единых дней здоровья 1 раз в квартал;
 - особое  внимание профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у детей. Столы расположены в соответствии с требованиями СанПиНа. При левостороннем освещении  1,6 м от доски, расстояние между столами 0,5 м. Все пособия для демонстрации соответствуют необходимым размерам. Показ используется на уровне глаз детей;
  - для занятий по физической культуре у детей должна быть безопасная и качественная обувь;
- в холодное время года занятия по физической культуре  проводятся в конце прогулки, так как во избежании простуды  детей после интенсивной физической нагрузки  необходимо переодеть в  сухое бельё и дать возможность отдохнуть;
- обеспечение страховки детей в процессе использования спортивного оборудования.
- личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику, персональная обращенность, позитивное отношение, организация оздоровительных и профилактических мероприятий адаптационного периода; психолого-педагогическое сопровождение  в период привыкания к условиям учреждения дошкольного образования;
 - индивидуальный  режим посещения для каждого ребёнка; посещение детей на дому с целью изучения условий жизни и воспитания.
При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО (электронные средства обучения) необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59) с соблюдением следующих условий: игровые занятия с использованием ПЭВМ проводятся с воспитанниками с 5-6-летнего возраста не более 2 раз в неделю в присутствии педагогического работника; продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, должна составлять не более 10 минут; функциональные и эргономические параметры компьютерного места воспитанника 5-6-летнего возраста должны соответствовать требованиям выше обозначенных Санитарных норм и правил; одновременное использование одного ПЭВМ для двух и более детей не допускается; использование в работе с воспитанниками портативных ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое), компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается; длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут - для воспитанников 6-летнего возраста; обеспечение освещения верхним светом или местным источником света при просмотре телевизионных передач в вечернее время, закрытие окон шторами в дневные часы.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. Этому способствует реализация комплекса задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Решение оздоровительных задач направлено на повышение сопротивляемости организма влиянию внешней среды путем закаливания, укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, гармоничное развитие всех мышечных групп, развитие физических способностей, помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками и др.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных навыков (умение выполнять различные движения: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать разными способами, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам, ездить на велосипеде и др.) и освоение физкультурных знаний (о своем физическом состоянии, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в образовательной деятельности и в повседневной жизни) и др.
Воспитательные задачи способствуют формированию личности ребенка средствами физической культуры. Процесс физического воспитания должен строиться таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач. Физическое воспитание и закаливание воспитанников осуществляются в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня: утренняя гимнастика, физкультурное занятие; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность; закаливание. Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания имеет собственную целевую направленность и специфическое назначение. Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению физкультурно-оздоровительных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа в учреждении дошкольного образования должна быть организована с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8, Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерством спорта и туризма от 06.10.2014 № 61. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.
В учреждении дошкольного образования должен предусматриваться отдельный зал для занятий по физической культуре площадью 4 кв.м на 1 воспитанника, но не менее 30 кв.м. При вместимости учреждения дошкольного образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре может быть совмещенным площадью 4,5 кв. м на воспитанника, но не менее 50 кв.м. Должна предусматриваться солнечная защита зала для занятий по физической культуре. В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре, помещениях детского творчества влажная уборка проводится после каждого занятия. Для организации физического воспитания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, воспитанники распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры.
Ограничения по физической культуре и закаливанию определяет врач-педиатр участковый (врач общей практики). При проведении занятий плаванием в плавательном бассейне должны соблюдаться следующие требования: при посещении плавательного бассейна у каждого воспитанника должны быть купальные принадлежности (плавки, резиновая шапочка, полотенце, мыло, губка) и расческа. После однократного использования купальные принадлежности обрабатываются в домашних условиях или в учреждении дошкольного образования (полотенца и плавки стираются в прачечной, шапочки и губки обрабатываются дезинфицирующим раствором, затем тщательно промываются); перед началом и после занятий проводится
помывка воспитанников в душе (температура воды 36 °C — 37 °C); занятия плаванием должны быть организованы по подгруппам с количеством 10—12 воспитанников; одновременные занятия плаванием в двух подгруппах могут проводиться в ваннах плавательного бассейна шириной 6 м и длиной 10—12,5 м при наличии двух педагогических работников; длительность занятий плаванием предусматривается от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста воспитанников); перерывы между занятиями плаванием устанавливаются продолжительностью 25—30 минут; занятия должны проводиться не ранее чем через 30—40 минут после приема пищи: утром с 7.30 до 8.30 после легкого завтрака; с 9.30 до 12.30 после завтрака; с 15.15 до 17.00 после дневного сна.
С целью обеспечения положительной динамики индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей в процессе организации разных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо их качественное методическое и медицинское сопровождение.
Руководитель учреждения дошкольного образования и медицинский работник: оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников; осуществляют контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений, закаливанием; контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви; проводят санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания и закаливания воспитанников среди работников дошкольного учреждения и родителей. Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма.
Время, отводимое на отдельные части занятия (подготовительную, основную и заключительную), и их конкретное содержание зависят от возрастных особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности обучающихся. Эффективность физкультурного занятия (утренней гимнастики и др.) оценивается путем анализа его количественных и качественных характеристик. С целью получения количественных характеристик занятия может использоваться построение физиологической (пульсовой) кривой, качественных – педагогический анализ занятия. Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по частям измеряется частота пульса у ребенка до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. При правильной организации занятия по физической культуре частота сердечных сокращений (пульс) у воспитанников после вводной части и общеразвивающих упражнений должен увеличиться на 15 – 20 процентов от исходной, после основных движений подвижной игры - на 50 - 60 процентов и после заключительной части - на 10 - 15 процентов от исходной. Активная двигательная активность воспитанников на занятиях по физической культуре должна составлять 70-85 процентов от общей длительности занятия по физической культуре. Ответственность за проведение пульсометрии несет работник (педагогический, медицинский), в чьи обязанности вменено выполнение соответствующего вида работы (прописано в должностной инструкции).
Педагогический анализ физкультурного занятия проводится на основе наблюдения и оценивается в контексте оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Критериями оценки организации и проведения физкультурного занятия могут выступать: гигиенические условия проведения занятия (подготовка места занятия, спортивного инвентаря, наличие спортивной обуви и формы у воспитанников и педагога); подготовленность руководителя физического воспитания (наличие плана образовательного процесса с воспитанниками, методическая грамотность его разработки); соответствие задач и содержания занятия учебной программе дошкольного образования для детей соответствующей возрастной группы, их физическим возможностям; соответствие способов организации детей этапам освоения движений; знание и использование методов и приемов современных физкультурно-оздоровительных технологий и др.
Оценка двигательной активности детей на занятии осуществляется посредством хронометража, по результатам которого высчитывается плотность занятия (общая и моторная). Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90 процентов. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85 процентов. В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85 процентов, особенно в младших возрастных группах.
Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов (воздух, вода, рассеянные лучи солнца). При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие требования: естественные природные факторы должны использоваться комплексно; закаливающие процедуры должны проводиться систематически с постепенным увеличением естественного природного фактора; способ закаливания должен определяться с учетом состояния здоровья воспитанника. При закаливании в условиях групповой ячейки одежда воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной
хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).
В соответствии со статьей 40 Кодекса в учреждениях образования создаются необходимые условия для организации питания обучающихся. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования.
Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе морфологических и функциональных особенностей их организма. Кроме этого, лечебное (диетическое) питание назначается ребенку врачом по показаниям на основании возрастных физиологических норм суточной потребности детей в питательных веществах и применяется в виде специально составленных рационов. В научно-исследовательской работе по теме «Разработать подходы к коррекции фактического питания детей в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования», выполненной в 2014 году научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, теоретически обоснованы пути коррекции фактического питания детей раннего и дошкольного возраста в условиях учреждений дошкольного образования, разработан и научно обоснован алгоритм перерасчета основных пищевых веществ и энергии, витаминов и минеральных веществ в технологических картах и готовых блюдах.
По результатам данной работы подготовлен к изданию Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста, содержащий единые требования к продовольствию, сырью и пищевым продуктам, определяющим их расход и технологические требования к приготовлению продукции общественного питания, а также показатели ее качества, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 2015 года № 18 (далее - Сборник). Электронная версия Сборника размещена на интернет¬портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) в разделе «Нормативные правовые акты» (подраздел «Питание»), Национальном образовательном портале (http://adu.by).
Разработка примерных двухнедельных рационов питания детей раннего и дошкольного возраста с учетом технологических карт, представленных в Сборнике, будет способствовать выполнению натуральных норм питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное
образование на уровне дошкольного образования» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266) плата за питание детей взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.
Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения). Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак — 30 процентов, обед — 40, полдник — 10, ужин — 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования. При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении.
Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.
Только при соблюдении всех выше указанных направлений можно организовать качественных подход к обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ ГРАЖДАН ПРИ ПОЖАРЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ ГРАЖДАН ПРИ ПОЖАРЕ

 

Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. Однако в любом случае нельзя впадать в панику и терять самообладание. Следует как можно быстрее позвонить в дежурную службу МЧС по номеру «101», «112» и сообщить о пожаре, а самому постараться быстро оценить ситуацию и действовать в зависимости от возраста, навыков и возможностей, не подвергая свою жизнь опасности. В большинстве случаев, когда загорание обнаружено в самой начальной стадии, его можно ликвидировать буквально одним стаканом воды или, накрыв мокрой скатертью, одеялом, любым другим плотным несинтетическим материалом; при возможности - воспользоваться огнетушителем соответствующего класса. Но когда пламя уже распространилось и необходимо вмешательство профессиональных спасателей, тогда надо как можно быстрее позвонить по номеру «101», «112» и как можно скорее кратчайшим и самым безопасным путем покинуть помещение, квартиру, здание. Самое главное при этом - постараться быстро оценить ситуацию и степень опасности для себя лично, для жильцов своей квартиры, для соседей по лестничной клетке. Задача трудная даже для взрослого человека, учитывая необычность ситуации, в которую попадает человек при пожаре. Тут должны помочь некоторые элементарные знания.

Признаки начинающегося пожара

Пожар может быстро охватить большую площадь в жилых домах и подсобных постройках только в тех случаях, когда воспламенятся пролитые горючие жидкости (например, падение на пол керосиновой лампы); в газифицированных домах это может иметь место при взрывообразной вспышке газа. Чаще всего в жилых домах пожар начинается с появления незначительного пламени, которому предшествует более или менее продолжительный период нагревания или тления твердых горючих предметов, материалов, веществ.

Наличие запаха перегревшегося вещества и появление легкого, сначала едва заметного, а затем все более сгущающегося и действующего на глаза дыма - это первые верные признаки пожара. Электрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала «сигнализируют» об этом характерным запахом резины, а затем изоляция воспламеняется и горит или тлеет, поджигая расположенные рядом предметы, деревянные строительные конструкции. Одновременно с запахом резины может погаснуть свет или электрические лампы начнут светить вполнакала, что иногда также является признаком назревающего загорания изоляции электропроводов. Когда в помещении, где начался пожар, имеется усиленная вентиляция (открыто окно, дверь на балкон), находящиеся в соседних комнатах люди иногда узнают о начавшемся пожаре не по дыму или запаху гари, а по потрескиванию горящего дерева, похожему на потрескивание горящих в печке сухих дров. Иногда слышен свистящий звук, могут быть видны отблески пламени.

О горении сажи в трубе иногда узнают по гудящему звуку, похожему на завывание ветра, и по смолистому запаху горящей сажи. Знание признаков начинающегося пожара в жилом доме помогает своевременно обнаружить загорание и принять меры к его ликвидации. Распространению пожара в жилом доме чаще всего способствуют вентиляционные каналы, окна и двери, через которые поступает свежий воздух, дающий дополнительный приток кислорода. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери в соседние помещения.

Если вы почувствовали запах дыма, гари, постарайтесь быстро установить, где находится очаг горения или тления:

  • в вашей квартире (в комнате, кухне, подсобном помещении, на балконе, лоджии и т.д.);
  • на лестничной клетке (мусоропровод, почтовый ящик и пр.);
  • в соседней квартире (идет дым из щелей двери);
  • в соседнем доме (видно из вашего окна).

В любом случае своевременный вызов спасателей поможет предотвратить большое несчастье (при этом отбросьте мысль, что спасателей уже кто-то успел вызвать раньше вас, так как не все имеют такую возможность).

Если пожар в квартире

Обнаружив пожар, необходимо немедленно вызвать спасателей МЧС. Это следует сделать из безопасного места. Набрать номер дежурной службы МЧС «101» или «112» и сообщить следующие сведения:

  • Адрес, где обнаружено загорание или пожар;
  • Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т.д.;
  • Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль;

Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д.

  • Сообщить свою фамилию и телефон.

Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. Знай, что пока ты сообщаешь о пожаре, спасательные подразделения уже подняты по тревоге и следуют к месту вызова (все необходимые сведения спасателям передадут по рации).

  • Выйдя из дома, встречай пожарную машину, показывай самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего пожара. Учти, что профессионалам гораздо легче потушить огонь в самом начале; не заставляй их рисковать своими жизнями на большом пожаре из-за твоего промедления.
  • Также учти, что если ты понадеешься только на себя, то за те 10-15 минут, пока ты будешь метаться по квартире или подъезду, пожарные уже успели бы приехать, приступить к ликвидации пожара и спасанию людей и имущества. Не рискуй своей жизнью и жизнью соседей, как можно быстрее вызывай спасателей. Если в твоей квартире нет телефона, оповести соседей и попроси их срочно позвонить по телефону «101». Если ты обнаружил небольшое загорание, но не смог его ликвидировать сразу же своими силами, немедленно звони в дежурную службу МЧС. В данном случае лучше перестраховаться и вызвать профессионалов, чем самому бороться с разрастающимся пожаром.

И даже если к приезду спасателей тебе удастся самому или с чьей-то помощью ликвидировать загорание, вызов пожарных не будет считаться ложным. К тому же специалисты осмотрят место горения и смогут определить, нет ли опасности повторного загорания.

Однако надо знать, что вызов спасателей просто так, из шалости или любопытства, не только отвлечет силы спасателей от реального чрезвычайного происшествия, но и будет иметь для «шалуна» или его родителей весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов спасателей (так же, как милиции, скорой помощи, или иных спецслужб) является административным правонарушением и наказывается штрафом.

 

Если пожар в твоей квартире

Если вдруг что-то загорелось в твоей квартире (телевизор, утюг, электрообогреватель, холодильник и проч.), а ты не имеешь представления, как это быстро потушить - не рискуй своей жизнью и жизнью соседей. Самое главное в этом случае - как можно быстрее сообщить взрослым (если ты ребенок), если они находятся недалеко, и вызвать из безопасного места спасателей потелефону «101». Помни, что от твоих первых действий зависит, насколько быстро будут распространяться дым и огонь по подъезду. Плотно закрыв за собой все двери, ты можешь задержать распространение огня из горящей комнаты на 10-15 минут, а этого времени достаточно, чтобы смогли покинуть дом твои родные и соседи, даже пожилые.

Бывают случаи, когда загорание возникает прямо на глазах, и человек имеет некоторое время, чтобы не только не дать возможность распространиться огню, но и ликвидировать горение. Это опасная ситуация, к ней нужно быть готовым и морально, и физически. При этом необходимо помнить, что:

во-первых, выделяющийся дым очень вреден, от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку (в густом дыму человек теряет сознание после нескольких вдохов);

во-вторых, горение может происходить настолько быстро, что человек имеет всего несколько минут на то, чтобы только успеть закрыть окна, двери и самому покинуть помещение;

в-третьих, даже при успешном тушении не теряй из виду путь к своему отступлению, внимательно следи за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымленным. В конечном итоге твоя жизнь гораздо дороже всего того, что есть в квартире и в доме.

Приведем несколько примеров того, как можно справиться с небольшим очагом горения. Загорелось кухонное полотенце - брось его в раковину, залей водой. Если раковина далеко или нет воды, то плотно прижми горящий конец полотенца разделочной доской, крышкой от кастрюли или другим, не горящим, концом того же полотенца.

Вспыхнуло масло на сковороде - сразу же плотно закрой сковороду крышкой и выключи плиту. Нельзя нести сковороду и заливать горящее масло водой, т.к. произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, ожоги рук, лица и множество очагов горения.

Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины, небольшой коробки или горят газеты в почтовом ящике в подъезде - сообщи взрослым; принеси воду и залей огонь.

В квартире появился неприятный запах горелой изоляции - отключи общий электровыключатель (автомат), обесточь квартиру, если ты ребенок - сообщи взрослым. Место, где можно отключить в твоей квартире электроэнергию, должны знать взрослые и дети школьного возраста.

Нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть! При загорании телевизора, холодильника, утюга - обесточь квартиру или отключи приборы, выдернув шнур из розетки, не подвергая свою жизнь опасности (розетка должна находиться в удобном для отключения месте). Если горение только-только началось, накрой отключенный от розетки утюг (телевизор) шерстяным одеялом, плотной тканью и прижми ее по краям так, чтобы не было доступа воздуха. Горение прекратится. Если же оно не прекратилось, надо срочно покинуть помещение.

Помни о токсичности дыма!

Небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.

Когда воду использовать нельзя (горящий электроприбор находится под напряжением) или ее нет, то небольшой очаг горения можно попытаться засыпать питьевой или кальцинированной содой, стиральным порошком, песком, землей (например, из цветочного горшка). Однако при неудаче надо сразу же покинуть помещение.

Если загорание произошло в твое отсутствие и момент для быстрого тушения (1-2 минуты) упущен, не трать попусту время, беги прочь из дома, из квартиры (плотно закрой за собой дверь!),

 

зови взрослых, звони по телефону дежурной службы МЧС «101», «112».

Хорошо, если в доме есть порошковый огнетушитель, и ты умеешь им пользоваться. Но знай, что ты можешь его использовать только в первые минуты, когда загорание не переросло в пожар. В противном случае надо сразу же покинуть помещение.

свернуть

Памятка по электробезопасности для школьников Дорогие ребята!

Памятка
по электробезопасности для школьников

Дорогие ребята!

Главная причина электротравматизма детей – это банальное незнание основных правил обращения с электрическим током.

Серьезную угрозу здоровью и жизни людей представляет электрический ток напряжением 50 вольт и выше. Дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Ток, который протекает в бытовой электросети, во много раз превышает смертельный. При этом у человека нет органов чувств, которые могли бы помочь ему определить, под напряжением находится оборудование или нет.

Чтобы не попасть под напряжение, ПОМНИТЕ:

Запрещается находиться вблизи территории подстанции.  Нельзя близко подходить к трансформаторным подстанциям. Оборудование здесь находится под высоким напряжением 10 тысяч вольт (10000 вольт) и выше. По этой же причине старайтесь не касаться железобетонных опор линий электропередачи.

Смертельно опасно прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8-10 метров к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередачи. Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода электросетей, но и провода линий радиотелефонной связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электросетей. Большую опасность представляют провода воздушных линий и ответвлений от них к постройкам, расположенные в кроне деревьев или кустарников. Если же вы заметили этот провод слишком поздно, постарайтесь отойти от него на расстояние 8-10 метров, не отрывая ступни от земли и не создавая разрыва между стопами (пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги).

Смертельно опасно играть, раскачивая деревья вблизи линии электропередач. Сырое дерево служит проводником электрического тока. Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников. Нельзя вскрывать крышки на опорах освещения. Нельзя на опорах ВЛ ломать арматуру и рвать провода “спусков”.

Запрещается разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации. Ни в коем случае не стоит запускать “воздушных змеев” 

вблизи воздушных линий электропередач, играть в спортивные игры, забрасывать удочки, магнитную ленту, проволоку и т.д.

Крайне опасно

·         набрасывать на провода посторонние предметы;

·         влезать на опоры линий электропередач;

·         подходить и брать в руки оборванные провода;

·         открывать лестничные электрощитки и вводные силовые щиты в зданиях.Изображение

 

Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током

Изображение

Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением

 Изображение

  Для предупреждения об опасности поражения электрическим током

Изображение

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или поврежденных дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков или плакатов во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым.

Нельзя разбивать изоляторы, заходить в трансформаторные подстанции, открывать лестничные электрощиты и вводные щиты, находящихся в подъездах домов. Эти шалости могут привести к тому, что без электроэнергии могут остаться сотни и тысячи людей. Но что самое страшное – этими действиями вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности.

Действующие электроустановки не место для игр и развлечений.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно,
только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны!
Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей и близких!

свернуть

Как предотвратить выпадение ребенка из окна

овременное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

Ежегодно с наступлением весны отмечается рост несчастных случаев, которые связанны с выпадением маленьких детей из окон. Как подтверждает медицинская статистика, через клинические больницы, которые специализируются на детском травматизме, ежегодно проходят десятки детей, выпавших из окон.

В большинстве случаев дети получают тяжелую сочетанную травму, которая сопровождается черепно-мозговыми травмами, повреждением центральной нервной системы, конечностей, костей, внутренних органов (разрывом печени и селезенки), что требует длительного лечения и восстановления, которое может исчисляться неделями, а то и месяцами. Иногда ребенок так и не может полностью восстановить здоровье и остается инвалидом на всю жизнь, Нередки случаи, когда ребенок умирает на месте или по дороге в больницу.

  1. Не оставлять окна открытыми, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.
  2. Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна.

Ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже годовалого ребенка.

  1. Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
  2. Не оставлять мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник.
  3. Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
  4. Тщательно подобрать аксессуары на окна.

В частности, средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должны быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребенок может с их помощью взобраться на окно или запутаться в них и спровоцировать удушье.

  1. Установить на окна блокираторы, препятствующие открытию окна ребенком самостоятельно.

Сделайте ваше окно безопасным!

Не допустите нелепой гибели вашего ребенка!

Существуют различные средства обеспечения безопасности окон для детей. Стоимость некоторых из них доступна каждому. Жизнь наших детей бесценна…

свернуть

Родителям на заметку – обучите правилам безопасности!

Родителям на заметку – обучите правилам безопасности!

 

ДОМА

1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.

4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.

5)  Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.

 

ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА

1) Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.

3) Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго-настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать что-то на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.

 

ВОДОЕМ

Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.

 

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.

 

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Летом дети большинство своего времени проводят, играя на улице. Но что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.

 

ДОРОГА

Кроме того, ежедневно напоминайте своему ребенку о правилах дорожного движения. Это не только о том, как и где переходить дорогу, но и о правилах велосипедиста, ведь езда на велосипеде – одно из любимых летних занятий у детей. К слову, ребятам до 14 лет ездить по дорогам и улицам – строго запрещено. Это относится и к дворам, где ездят машины. Тем, кому еще нет четырнадцати, можно ездить по велодорожкам и закрытым для автомобилей площадках.

 

ВЫВОД

Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство

свернуть

ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ

С приходом весны многие семьи выезжают на дачу, в деревню, на шашлыки и другие «природные мероприятия». МЧС рекомендует помнить о правилах безопасности во время отдыха.

Нельзя разводить костер на корнях живых деревьев. Желательно, чтобы он был защищён от ветра, например, склоном оврага, холма, обрыва. Во всех случаях, где это, возможно, используют старое кострище, чтобы лишний раз не наносить вреда природе. Если же костёр разводят на лугу, то предварительно снимают дёрн и относят его в сторону, поливают водой, чтобы он не засох. На сухих почвах костёр следует разводить в небольших ямах. Где он лучше укрыт от ветра.

Запас дров складывают в 3-5 м от костра. Подготовленные для костра поленья надо складывать у самого костра - здесь они лучше просушиваются, на них можно сидеть.

При уходе из леса мусор (обрывки бумаги, щепа) собирают и сжигают, а костёр разгребают, заливают водой и засыпают землёй. Если при разведении костра был вырублен дерн, его надо вновь уложить на место, полив сверху водой.

Растопку для костра заготавливают в виде мелких еловых веточек, бересты, сухого мха, лишайника, стружек, лучин. В сырую погоду растопку добывают из щепы, валежника. Если растопка разгорелась, то на пламя осторожно и постепенно добавляют сначала мелкий сухой хворост, а затем и более толстые дрова. Если же растопка погасла, всё повторяют сначала.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- разводить костры в пожароопасный период;

- разводить костёр на торфяниках;

- использовать для разжигания костра горючие жидкости и полимерные вещества;

- оставлять костер без присмотра.

Также предупреждаем, что Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает за такое нарушение, как разжигание костров в запрещенных местах, наказание в виде предупреждения или штрафа – до 12 базовых величин. А за самовольное выжигание сухой травы на полях или непринятие мер по ликвидации палов – штраф в размере от 10 до 40 базовых величин.

свернуть

«Гордимся, что научили!»

Совсем недавно МЧС Беларуси запустило новую информационную компанию, «Гордимся, что научили!», призванную мотивировать родителей обучать детей безопасности. Не прошло и нескольких месяцев и вновь креатив от спасателей –мультипликационные фильмы по безопасности для детей «Волшебная книга» МЧС.

 

Научить детей безопасному поведению, объяснить простые, но очень важные истины, донести до ребятишек, что нужно быть осторожными и внимательными, беречь свою жизнь и здоровье – так в нескольких строчках объясняют спасатели цель создания мультфильмов.

Аудиторию, для которой он собственно и разрабатывался можно обозначить как 4+. Запоминающиеся персонажи, яркая анимация, динамичный и поучительный сюжет, все средства использовались для того, чтобы мультфильм был интересным для детей. Но нужно добавить, что он отлично подойдет и для семейного просмотра, ведь истории по безопасности будут полезны и родителям, которые вместе с детьми узнают, как правильно пользоваться электроприборами, чем опасен тонкий лед, как вызывать спасателей, что нужно делать, если в доме произошел пожар, как пользоваться пиротехникой и еще многое другое.

Главные герои – лесные жители – заяц, бобер, волк и птичка. Милые и очень симпатичные персонажи попадают в различные чрезвычайные ситуации, ведь они, собственно, как и обычные люди, могут нарушать правила безопасности или вовсе их не знать. Зверушки экспериментируют, пытаются разобраться и учатся правильно себя вести. А помогает им в этом волшебная книга, с которой не расстается умный бобер. Именно она, подсказывает друзьям, как поступить в той или иной ситуации, как избежать неприятностей, всегда помогает принять правильное решение.

Посмотреть мультфильм вы можете на «Youtube-канале МЧС», в соцсетях Вконтакте и Facebook, или просто ввести запрос «Волшебная книга МЧС» в любом интернет-поисковике.

свернуть