Страничка учителя-дефектолога

Рекомендации по автоматизации звуков

 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Малыш ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Принято считать, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – уходит в среднем 35-45 дней. Но учтите, что эти сроки относятся только к дислалии, при более серьезных нарушениях (дизартрии, ринолалии) сроки закрепления звука увеличиваются. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий по закреплению поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно правильно и четко при многократном повторении. В процессе автоматизации звук проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность нельзя. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.  Принцип: от легкого к трудному, от простого к сложному:

- добиваемся четкого произношения изолированного звука (р, р-р, р-р-р, р-р-р-р и т);

- закрепляем звук в слогах (ра, ро, ры, ру, ор, ир,яр и т.д);

- вводим звук в слово (в начале, в середине, в конце слова) ( рак, ура, вар);

- отрабатываем звук в словосочетаниях, фразах (Рома на огороде.);

- правильно и четко произносим звук в стихах (Улитка едет за границу проведать устрицу – сестрицу.)

- автоматизируем звук в текстах, рассказах (Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары.);

- закрепляем звук в самостоятельной речи).

 

Запомните, уважаемые взрослые, сначала говорите Вы, а потом ваш ребенок. От Вас требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать правильный речевой образец или подсказать звук.

Обязательно следите, чтобы в словах не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы закрепляем звук /р/, который ранее ребенок произносил как /л/, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: рояль, зеркало

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Проявляйте как можно больше терпения и любви к своим детям – и положительный результат не заставит себя ждать!

свернуть

CПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

   CПЕЦИАЛЬНЫЕ  ПРИЕМЫ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  И  СТИМУЛЯЦИИ                    РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

Часто родители жалуются на то, что "ребенок все знает, все понимает, но упорно молчит". "Не хочет говорить" - родительское оправдание молчания ребенка. Или "не считает нужным говорить со мной, просить о чем-либо".

После диагностики речевого и интеллектуального развития ребенка-молчуна и выяснения того, что причиной "упорного" молчания ребенка не является нарушение познавательной сферы, алалия или тугоухость, родителям можно дать совет: с ребенком нужно разговаривать!

Зачастую родители просто не знают, как нужно общаться с малышом. Как нужно строить беседу с ребенком таким способом, что бы кроха"захотела" разговаривать с ними?

РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ  Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.   ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

ПРОВОКАЦИЯ (искусственное непонимание ребенка)помогает ребенку освоить ситуативную речь. Взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, ребенок произносит: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой» Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.    ПРИГОВОРЫ. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Важен эмоциональный и тактильный (прикосновения, поглаживания) контакт со взрослыми. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.   ВЫБОР.Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Возможность выбора вызывает ощущение собственной значимости. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»    ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде,  глине, дереву и бумаге.  Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.  ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Слово для ребенка – не только самый лёгкий способ выражения мыслей. Для многих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, более доступными способами: рисование, лепка, аппликация, конструирование, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.    ЗАМЕЩЕНИЕ. «Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

   РОЛЕВАЯ ИГРА.Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.   МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец! 

 

 

 

 

свернуть

Интернет-ресурсы для дошкольников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

 

www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы;

www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей он-лайн;

www.yooooo.ru - игры для детей;

www.babylessons.ru - детские развивающие игры;

www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения;

www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”;

www.gbum.ru - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

www.luntikcity.ru - “Лунтик учит буквы”;

www.babyuser.net - “Лунтик учит цифры”;

www.torrentino.ru - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

www.boowakwala.uptoten.com - он-лайн игры;

www.caillou.com - он-лайн игры.

www.log-center.ru/about/games/ - Логопедический центр Людмила» Бесплатные логопедические игры для детей онлайн!

www.logoped.ru/igry.htm- логопедические игры;

www.liveinternet.ru/users/4421552/post214295604/ - логопедические игры онлайн;

olshkineva.jimdo.com/-логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь; subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201101/23183516.html - язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры;

wikibit.me/clip/- логопедические-распевки;

www.papa-vlad.narod.ru/index.html - обучающие презентации для детей;

 mersibo.ru - портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет;

multiashka.ru/video/vip/11749/razvivajushhie_multfilmy/lisa_logopedicheskie_raspevki - логопедические распевки;

ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-zvuchalki.html - детские презентации.

 

Мы желаем Вам успехов и удачи в воспитании детей!

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

 

www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы;

www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей он-лайн;

www.yooooo.ru - игры для детей;

www.babylessons.ru - детские развивающие игры;

www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения;

www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”;

www.gbum.ru - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

www.luntikcity.ru - “Лунтик учит буквы”;

www.babyuser.net - “Лунтик учит цифры”;

www.torrentino.ru - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

www.boowakwala.uptoten.com - он-лайн игры;

www.caillou.com - он-лайн игры.

www.log-center.ru/about/games/ - Логопедический центр Людмила» Бесплатные логопедические игры для детей онлайн!

www.logoped.ru/igry.htm- логопедические игры;

www.liveinternet.ru/users/4421552/post214295604/ - логопедические игры онлайн;

olshkineva.jimdo.com/-логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь; subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201101/23183516.html - язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры;

wikibit.me/clip/- логопедические-распевки;

www.papa-vlad.narod.ru/index.html - обучающие презентации для детей;

 mersibo.ru - портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет;

multiashka.ru/video/vip/11749/razvivajushhie_multfilmy/lisa_logopedicheskie_raspevki - логопедические распевки;

ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-zvuchalki.html - детские презентации.

 

Мы желаем Вам успехов и удачи в воспитании детей!

 

 

свернуть

График рабочего времени учителя-дефектолога

График работы учителя-дефектолога можно скачать ЗДЕСЬ.

свернуть

ПОДГОТОВКА К ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 

ПОДГОТОВКА К ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

         Психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей детей.

      Для проведения обследования детей законные представители обязательно предоставляют следующие документы:

1.выписка из медицинских документов о развитии ребенка;

2.медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

3.педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором воспитывается ребенок.  

 

 По результатам предварительного обследования детей учителем-дефектологом (с согласия законного представителя и запроса руководителя учреждения образования), выявляются воспитанники, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям о необходимости оказания  коррекционно-педагогической помощи их ребенку и информирует  о дате, времени прохождения психолого-педагогической комиссии ЦКРОиР. На основании предварительного обследования учитель-дефектолог составляет и  предоставляет в ЦКРОиР списки воспитанников, направленных на обследование психолого-медико-педагогической комиссией за 14 дней до проведения процедуры обследования. Отказ законных представителей от прохождения  психолого-медико-педагогической         комиссии является основанием для отказа в зачислении воспитанника в пункт коррекционно-педагогической помощи и оформляется в письменном виде. Учителем-дефектологом разъясняются возможные последствия такого отказа.

 

Процедура проведения психолого-медико-педагогической комиссии.

Для воспитанников, нуждающихся в обследовании, психолого-медико-педагогическая комиссия организуется на базе учреждения образования «Колосовские ясли-сад» один раз в год в соответствии с  утвержденным графиком. В иных случаях обследование, консультации  проводятся на базе государственного учреждения образования «Столбцовский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

 

Адрес: 222666, Минская обл., г. Столбцы, ул. Энгельса, 9

Телефоны для справок  и запись на обследование:

8 (01717) 7 15 31 (приёмная)

8 (01717) 5 24 79 (кабинет директора)

График работы психолого-медико-педагогической комиссии

  диагностический день        

- ВТОРНИК –

-  ЧЕТВЕРГ-

09.00-13.00

 

По результатам  обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об оказании ребёнку коррекционно-педагогической помощи, по обучению и воспитанию лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования. 

С более подробной  информацией  о деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации вы можете познакомиться  на сайте https://ckroir-stolbcy.schools.by

 

свернуть

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

На базе ГУО «Колосовские ясли - сад»  функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП). Коррекционную помощь детям дошкольного возраста оказывает учитель – дефектолог Светлана Сергеевна Портыко.

 Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в речевом развитии.

Главными задачами пункта являются:

 осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания помощи;

 создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

 формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательного стандарта дошкольного образования;

 разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;

организация консультативно-профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В состав ПКПП зачисляются дети с лёгкими речевыми нарушениями.

Показания к зачислению в ПКПП:

фонетические нарушения, фонетико-фонематические нарушения речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Основанием к зачислению в ПКПП является заключение государственного ЦКРОиР.

 

Ответы на актуальные вопросы вы можете получить по телефону:

(029) 554 05 51 (МТС), Светлана Сергеевна

 

 

 

 

График рабочего времени учителя-дефектолога                                                           Портыко Светланы Сергеевны  на 2019/2020 учебный год

 

День

недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Время

8.00-12.45

15.30-18.00

8.00-14.00

15.30-18.00

8.00-12.45

15.30-18.00

8.00-12.40

15.30-18.00

8.00-12.40

15.30-18.00

 

График проведения консультаций

День недели

Время

К  о н т и н г е н т

1-ый вторник месяца

13.00 –14.00

Педагоги

2-ой вторник месяца

13.00 –14.00

Законные представители воспитанников, зачисленных в ПКПП

3-ий вторник месяца

13.00 –14.00

Законные представители воспитанников,  не  зачисленных в ПКПП

4-ый вторник месяца

13.00 –14.00

Законные представители воспитанников, обучающихся по учебному плану для детей с ТНР

 

 

 

свернуть

ДЕСЯТЬ САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК

10 место – вертушки, дудочки и т.п.

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха (свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д.).Систематическая игра с ними поможет вашему малышу сформировать речевой выдох, без которого невозможно развитие речи.

 

 

9 место – вкладыши и доски Сегена

Играя с такими игрушками, ребенок не только разовьет скоординированную работу «рука-глаз», но и станет более усидчивым и целеустремленным, усвоит простейшие математические эталоны (форма, размер).Тематика досок широка и разнообразна. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: «Домашние животные», «Овощи», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».

 

 

 

8 место – пирамидки.

Существует огромное множество вариаций этой игрушки. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 3-5 колец. Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, можно переходить и к более сложным видам пирамидок, например, с квадратными и многоугольными элементами.

 

7 место – шнуровки

Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем быстрее развивается речь малыша.

 

 

 6 место – матрешки

Эту старую игрушку современные дефектологи любят неслучайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но для игр с детьми раннего возраста следует начинать с матрешки, состоящей из 3 кукол.

 Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки (ориентация в схеме тела «верх-низ»), и соотнесение по цвету, и хорошая основа для развития простейших сюжетных действий. Сегодня существует множество видов матрешек. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой, и курочка с цыплятами. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место – игрушка «Геометрик»

«Геометрик» – это деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов, как играть, множество: это соотнесение по форме и цвету, использование фигур в качестве строительного материала для создания построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).Поиграйте вместе с малышом, подсказывая варианты разнообразных построек. Так ребенок получит первый конструктивный опыт в жизни и приобретет простейшие математические навыки в игре с взрослым.

 

 

4 место – резиновые животные и пазлы со зверями

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки, издающие звуки: «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. После обучения звукоподражанию можно называть зверей: для этого лучше использовать животных, в названии которых есть два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, му-ха, ми-ша, за-я, пе-тя и т.д.).Использование таких игрушек будет стимулировать ребенка к звукоподражанию голосам животных, а в случае с пазлами – еще и способствовать развитию пространственной ориентации (верх – низ, лево – право).

 

 

 

3 место – игрушечный транспорт со звуком

Это разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки. Хорошо, если звуки будут приближены к звукам человеческой речи: «би-би», «ту-ту», «пых-пых», «иу-иу», «пи-пи».Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите катать машинку с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.

 

 

 2 место – стучалки

Стучалки с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания помогут скоординировать работу «рука – глаз», научат регулировать силу удара, помогут закрепить основные цвета и вызвать простейшие звукоподражания: «тук-тук», «бах-бах», «бум-бум» и др.

 

 

1 место – игрушки с заводным механизмом

Прыгающие собачки и лягушки; зайцы, стучащие в барабаны; веселые коты и мышки, шустро бегающие по столу – все эти заводные игрушки непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов.Непременным условием для достижения нужного эффекта должно быть оречевление действий, выполняемых игрушками: «ква-ква-ква», «бам-бам-бам», «пи-пи-пи», «опа-опа-опа», «уф-уф» и др.

 

 

Самодельные игрушки

Для игр с малышом также можно использовать самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности. Главное, чтобы они вызывали живой интерес у вашего ребенка и желание произносить слоги, слова и простейшие фразы.Это могут быть книжки-самоделки – вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, которые выполняют простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.). Прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие – многократное проговаривание мамой сначала названий животных (кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест и т. д.).

 Банки из-под кофе с прорезями на крышке (большая и маленькая) и пуговицы соответствующих цветов и размеров. Когда ребенок забрасывает пуговицы, не забывайте многократно произносить «бах- бах», «бум- бум», «опа-опа», «шлеп-шлеп» и т. д

 

 Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.

 

 

Как правильно играть с ребенком?

Для развит

10 место – вертушки, дудочки и т.п.

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха (свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д.).Систематическая игра с ними поможет вашему малышу сформировать речевой выдох, без которого невозможно развитие речи.

 

 

9 место – вкладыши и доски Сегена

Играя с такими игрушками, ребенок не только разовьет скоординированную работу «рука-глаз», но и станет более усидчивым и целеустремленным, усвоит простейшие математические эталоны (форма, размер).Тематика досок широка и разнообразна. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: «Домашние животные», «Овощи», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».

 

 

 

8 место – пирамидки.

Существует огромное множество вариаций этой игрушки. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 3-5 колец. Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, можно переходить и к более сложным видам пирамидок, например, с квадратными и многоугольными элементами.

 

7 место – шнуровки

Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем быстрее развивается речь малыша.

 

 

 6 место – матрешки

Эту старую игрушку современные дефектологи любят неслучайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но для игр с детьми раннего возраста следует начинать с матрешки, состоящей из 3 кукол.

 Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки (ориентация в схеме тела «верх-низ»), и соотнесение по цвету, и хорошая основа для развития простейших сюжетных действий. Сегодня существует множество видов матрешек. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой, и курочка с цыплятами. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место – игрушка «Геометрик»

«Геометрик» – это деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов, как играть, множество: это соотнесение по форме и цвету, использование фигур в качестве строительного материала для создания построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).Поиграйте вместе с малышом, подсказывая варианты разнообразных построек. Так ребенок получит первый конструктивный опыт в жизни и приобретет простейшие математические навыки в игре с взрослым.

 

 

4 место – резиновые животные и пазлы со зверями

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки, издающие звуки: «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. После обучения звукоподражанию можно называть зверей: для этого лучше использовать животных, в названии которых есть два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, му-ха, ми-ша, за-я, пе-тя и т.д.).Использование таких игрушек будет стимулировать ребенка к звукоподражанию голосам животных, а в случае с пазлами – еще и способствовать развитию пространственной ориентации (верх – низ, лево – право).

 

 

 

3 место – игрушечный транспорт со звуком

Это разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки. Хорошо, если звуки будут приближены к звукам человеческой речи: «би-би», «ту-ту», «пых-пых», «иу-иу», «пи-пи».Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите катать машинку с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.

 

 

 2 место – стучалки

Стучалки с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания помогут скоординировать работу «рука – глаз», научат регулировать силу удара, помогут закрепить основные цвета и вызвать простейшие звукоподражания: «тук-тук», «бах-бах», «бум-бум» и др.

 

 

1 место – игрушки с заводным механизмом

Прыгающие собачки и лягушки; зайцы, стучащие в барабаны; веселые коты и мышки, шустро бегающие по столу – все эти заводные игрушки непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов.Непременным условием для достижения нужного эффекта должно быть оречевление действий, выполняемых игрушками: «ква-ква-ква», «бам-бам-бам», «пи-пи-пи», «опа-опа-опа», «уф-уф» и др.

 

 

Самодельные игрушки

Для игр с малышом также можно использовать самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности. Главное, чтобы они вызывали живой интерес у вашего ребенка и желание произносить слоги, слова и простейшие фразы.Это могут быть книжки-самоделки – вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, которые выполняют простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.). Прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие – многократное проговаривание мамой сначала названий животных (кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест и т. д.).

 Банки из-под кофе с прорезями на крышке (большая и маленькая) и пуговицы соответствующих цветов и размеров. Когда ребенок забрасывает пуговицы, не забывайте многократно произносить «бах- бах», «бум- бум», «опа-опа», «шлеп-шлеп» и т. д

 

 Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.

 

 

Как правильно играть с ребенком?

Для развития речи важно не просто купить ребенку нужные игрушки, а каждый день заниматься с ними, проигрывая разные ситуации и образы. Как правильно себя вести во время таких обучающих игр? Вот ряд полезных советов: Сядьте рядом с ребенком, чтобы был контакт «глаза в глаза». Произносите слова медленно, четко артикулируя. Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, говорите и сокращенное слово, и полное. Например: «Это котик, котик, котик – «мяу, мяу, мяу». Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни». Создавайте ситуации, когда нужно сказать словом о своем желании. Не бросайтесь сполнять любую прихоть малыша, не дав ему попытаться объяснить, что он хочет. Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения могут забываться. Наряду с существительными вводите в речь ребенка и глаголы. При затруднении понимания некоторых из них объясняйте глаголы в действии в конкретной игровой ситуации с реальным предметом. «Лови мяч. Бросай мяч. Дай мяч», Подключайте эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче. Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался. Одновременно с речью развивайте другие психические процессы (память, внимание, мышление), а также накапливайте сенсорный опыт в играх и повседневной жизни. Работайте над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, прыгайте на батуте, занимайтесь детским спортом, плавайте в бассейне. Избегайте прямых инструкций (повтори, скажи). Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые и короткие фразы из понятных ребенку слов. Включайте ребенка в диалог (даже если он может ответить только «да» или «нет».)

 Помните главное: какую бы игрушку вы ни выбрали, важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, важно качество включения ребенка в игру.И напоследок, хочется сказать следующее: существует такая негативная тенденция, когда занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами. Постарайтесь проявлять свою любовь другим способом: найдите время на то, чтобы поиграть вместе с малышом, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой дорогостоящей игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

ия речи важно не просто купить ребенку нужные игрушки, а каждый день заниматься с ними, проигрывая разные ситуации и образы. Как правильно себя вести во время таких обучающих игр? Вот ряд полезных советов: Сядьте рядом с ребенком, чтобы был контакт «глаза в глаза». Произносите слова медленно, четко артикулируя. Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, говорите и сокращенное слово, и полное. Например: «Это котик, котик, котик – «мяу, мяу, мяу». Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни». Создавайте ситуации, когда нужно сказать словом о своем желании. Не бросайтесь сполнять любую прихоть малыша, не дав ему попытаться объяснить, что он хочет. Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения могут забываться. Наряду с существительными вводите в речь ребенка и глаголы. При затруднении понимания некоторых из них объясняйте глаголы в действии в конкретной игровой ситуации с реальным предметом. «Лови мяч. Бросай мяч. Дай мяч», Подключайте эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче. Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался. Одновременно с речью развивайте другие психические процессы (память, внимание, мышление), а также накапливайте сенсорный опыт в играх и повседневной жизни. Работайте над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, прыгайте на батуте, занимайтесь детским спортом, плавайте в бассейне. Избегайте прямых инструкций (повтори, скажи). Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые и короткие фразы из понятных ребенку слов. Включайте ребенка в диалог (даже если он может ответить только «да» или «нет».)

 Помните главное: какую бы игрушку вы ни выбрали, важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, важно качество включения ребенка в игру.И напоследок, хочется сказать следующее: существует такая негативная тенденция, когда занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами. Постарайтесь проявлять свою любовь другим способом: найдите время на то, чтобы поиграть вместе с малышом, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой дорогостоящей игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

свернуть

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

 

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

 

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому учитель-дефектолог в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха. Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается. Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание?

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

 

Рекомендации: Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

 Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более. Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

Основные моменты правильного речевого дыхания:

вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

не поднимать плечи;

не надувать щеки при выдохе;

упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Буря в стакане» Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Футболисты».Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек». Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Кораблики». Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика».

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит». Предложите ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.

 

        Помните, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

 

Более подробно о развитии речевого дыхания дошкольников можно прочитать в следующих изданиях:

 

  1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.
  2. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

 

Успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

Информационная поддержка родителей

 

свернуть

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ЭТО ВАЖНО!

Своевременное овладение правильной, чистой речью, имеет важное значение,  для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.  К сожалению, количество детей с  нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

 Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, л, р), его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

 

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.

 

  1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их мышцы будут уже подготовлены.

 

  1. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно и красиво. Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, в спокойной обстановке, при достаточном освещении. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Темп упражнений можно постепенно увеличить и выполнять их под счет от 1 до 5, далее можно увеличить длительность – от 1 до 10. При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день от 3-х до 5-10 минут, можно в течение дня повторять еѐ несколько раз.

 

Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры, занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, сказок. Предлагаем вашему вниманию некоторые артикуляционные упражнения, которые вы сможете без труда выполнить вместе с вашим ребенком.

  1. «Рыбка» («Акула») Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет.

 

  1. «Лягушка» Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5. Вот понравится лягушкам- Тянем губки прямо к ушкам.
  2. «Хобот» («Слон») Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5. Подражаю я слону, Губки хоботом тяну.

 

  1. «Заборчик» Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

 

  1. «Бублик» Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5. Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать.

 

  1. «Лопатка» Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5. Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять.

 

  1. 7. «Иголочка» Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5. Язык иголочкой потом. И потянем острием.

 

  1. «Чистим зубки» Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. Чищу зубы, посмотри, Не болели, чтоб они.

 

  1. 9. «Качели» Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз.

 

  1. «Вкусное варенье» Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу.

 

  1. «Ступеньки» Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать.

 

  1. 12. «Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5. Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем.

 

  1. 13. «Индюшата» Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

 Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ.

  1. «Маляр» Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад.

 

  1. «Дятел» Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна. Целый день я стучу, Червячка достать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д.

 

  1. 16. «Лошадка» Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

 

  1. «Грибок» Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. На лесной опушке Вырос гриб-волнушка.

 

  1. «Гармошка» Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке. На гармошке я играю, Рот пошире открываю. К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

 

Уважаемые родители! 

 

При выполнении артикуляционной гимнастики  с ребенком,  строго соблюдайте следующие правила.

 

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом сами. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

 

  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

 

  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

 

  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки, сюжетные сказки.

 

  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

 

  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
свернуть

Если ребенок не говорит

Если  ребенок  долго  не  разговаривает

Когда начинать переживать

Если ваш ребенок понимает  вас, лепечет, но пока не гово­рит, выполняет простые просьбы, то тревогу бить не стоит, по край­ней мере, до двух лет.

Всему свое время. Если же он вообще молчит и не реагирует на просьбы и об­ращение к нему, то    лучше обратиться за советом к специалистам даже до двух лет.Чем раньше вы узнаете о проблемах, тем быстрее сможете их решить и принять меры по устранению задержки разви­тия речи.

Общение

На данном этапе для ребенка самым важным является непрерывное об­щение с родителями. Притом лучше, чтобы во время разговора с ребенком как можно чаще был установлен зри­тельный контакт. Только тогда ма­лыш видит все движения мамы, в том числе и артикуляционные. Ему легче будет все повторить.

Можно даже не проводить спе­циальные занятия, хотя они, ко­нечно же, только помогут. Самое важное - говорите с ребенком обо всем на свете. Обсуждайте все, показывайте, объясняйте, даже если кажется, что ребенок не по­нимает и что все бесполезно. Ре­бенок теперь - ваш главный собе­седник. Постарайтесь, чтобы вам было как можно интереснее вме­сте. Если разговоры надоели, мо­жете петь, читать стихотворения, книги, потешки и т. д.

В помощь

Для развития речи хорошую служ­бу сослужат массаж кистей и ручек, пальчиковая гимнастика, все упраж­нения для мелкой моторики. Это из­вестные всем с детства «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.

Можете так­же давать ребенку играть с крупами, различными мелкими предмета­ми, но только под присмотром. Деткам с проблемами речи поможет демонстрационный материал. Подкрепите все свои рассказы о животных, явлени­ях и предметах картинками, фотографиями или же по­кажите эти предметы в реальной жизни. Также «молчунам» лучше читать стихотворения, а  не прозу, так как именно рифмы запоминаются лучше всего. Просто читать - мало. Старай­тесь подбирать книги с большим количеством картинок, показывайте эти картинки и озвучи­вайте их название. Добивай­тесь того, чтобы малыш повторял за вами новые слова.

Не форсируйте события и не пере­гружайте ребенка. В день ему доста­точно запоминать от одного до трех новых слов. Для начала занятий вы­берете одно слово в день. Например, «мяч». В течение дня показывайте ему различные мячи, играйте с ними, комментируйте цве­та мячей, размеры.       Также проговари­вайте: «Бросить мяч», «Мяч упал», «Мяч покатился» и т.д. А на следующий день выберите новое слово для изучения, но не забудьте по­вторить вчерашнее слово в игре.

Результат занятий не станет заметен сразу, од­нако вы должны

каждый день задавать малышу во­просы, показывая, что пытаетесь вести диалог, а не монолог. Сти­мулируйте потребность ребенка в выражении нужды словами. На­пример, если он просто показывает пальцем на предмет, намекая, что тот ему нужен, делайте вид, что не понимаете, и просите малыша ска­зать, что ему от вас нужно.

Самое главное для малыша - от­ношение мамы к нему. И если кроха чувствует ваше волнение по поводу отсутствия слов, а может, даже раз­дражение из-за того, что он не гово­рит и не является таким гениальным, как ребенок вашей подруги, то он может замкнуться и не идти на кон­такт дальше. Все ваши усилия будут тщетны. Что требуется от вас?

Успокойтесь, занимайтесь, набери­тесь терпения. Никогда при малыше не говорите, что переживаете, что он не говорит, а уж тем более нельзя по­зволять себе выражать негодование или критику в адрес способностей ребенка. Ведь то, что малыш не го­ворит, еще не значит, что он не по­нимает.

Наоборот, в этот сложный для ма­лыша период хвалите его как можно больше. За каждое сказанное слово, каждый слог. Пусть кроха будет ос­ваивать все не так быстро, как вы на­деялись, он должен чувствовать, что для вас он - самый лучший и самый талантливый!

 

свернуть